Палаццо Ручеллаи во Флоренции

Палаццо Ручеллаи во Флоренции - фото
Палаццо Ручеллаи во Флоренции.

Палаццо Ручеллаи во Флоренции – дворец с многовековой историй, украшение одного из самых великолепных городов Италии. 

Здание было построено в эпоху Возрождения: для тех времен его архитектурный стиль считался революционным.

С 1982 года Palazzo Rucellai — культурный памятник под охраной ЮНЕСКО.

Достойны внимания и внутренние интерьеры, а также выставки, которые организуются во дворце.

Если хотите приобщиться к прекрасному и посмотреть, как в средние века жила флорентийская аристократия – посетите достопримечательность, а перед экскурсией узнайте о ней подробнее.                      

История создания палаццо Ручеллаи

Инициатор строительства дворца — богатый флорентиец Джованни ди Паоло Ручеллаи – коммерсант, меценат, покровитель искусств, занимавший высшие государственные должности при Козимо и Лоренцо Медичи.

В честь этого известного в эпоху Ренессанса человека особняк и получил название.

Возведение палаццо продолжалось с 1446 по 1451 г. – для Средневековья это рекордно короткий срок.

Обычно на выполнение таких масштабных заказов уходили десятки лет, а заканчивались работы уже после смерти заказчика. В результате стилистическая целостность шедевров архитектуры нарушалась, но Palazzo Rucellai избежал такой участи.

Чертеж палаццо Ручеллаи - фасад
Чертеж палаццо Ручеллаи.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, кто спроектировал палаццо.

Исторически считается, что авторство принадлежит Леону Баттисте Альберти – архитектору, работавшему над созданием часовни для семейства Ручеллаи в церкви Сан-Панкрацио. Однако в некоторых документах, датируемых XVI веком, в качестве автора упоминается Бернардо Росселлино.

После изучения исторических свидетельств многие историки сделали вывод:

  • над проектом, включая разработку уникального фасада, трудился Альберти;
  • что касается строительных работ – они проводились под руководством зодчего Росселлино.

В результате такого разделения творческого процесса в центре Флоренции появился архитектурный ансамбль. Он объединял в одно целое восемь зданий, которые ранее располагались в этом месте – они не были снесены, а стали частью дворцовой композиции.

Правда, в 1455 году один дом все-таки снесли, а на освободившейся территории оборудовали внутренний двор с арочными галереями и коринфскими колоннами.

Джованни ди Паоло Ручеллаи - фото
Джованни ди Паоло Ручеллаи.

Загадки дворца

Как считают историки и культурологи, дворец не случайно напоминает римский Колизей. В те годы, когда он возводился, влияние античности на итальянскую архитектуру сказывалось довольно сильно.

Например, обе знаменитые постройки разделены на несколько ярусов.

Правда, если колонны Колизея служили в качестве опоры, то план палаццо Ручеллаи предусматривал их использование исключительно в декоративных целях.

Некоторые туристы замечают и сходство палаццо Ручеллаи с дворцом Медичи-Риккарди, который начал строиться на два года раньше.

Оба сооружения состоят из трех этажей, причем верхняя часть зданий визуально выглядит легче нижней. Однако творение Альберти превосходит конкурента изяществом и правильностью пропорций.

О резиденции Джованни Ручеллаи в XVI веке написал Джорджо Вазари – итальянский зодчий, художник, писатель и искусствовед. В знаменитом труде «Жизнеописания» он отдал должное мастерству тех, кто работал над зданием, и назвал автором проекта Леона Баттисту Альберти.

Поскольку Альберти один из наиболее одаренных людей своего времени, стоит рассказать о нем.

Палаццо Ручеллаи и Колизей - схема
а) Колизей. б) Палаццо Ручеллаи.

Леон Баттиста Альберти

Леон Альберти происходил из знатной флорентийской семьи, изгнанной из родного города.

Впоследствии семья амнистирована и вернулась во Флоренцию, но зодчий длительное время проживал в Риме при папском дворце.

За годы работы Альберти создал множество архитектурных шедевров в разных городах Италии:

  • в Римини по его проекту строилась церковь Сан-Франческо;
  • в Риме – фасад церкви Сан-Марко и палаццо Венеция;
  • в Мантуе – базилики Сант-Андреа и Сан-Себастьяно.

Дворец Ручеллаи во Флоренции, являющийся эталоном ренессансного зодчества, стал одним из первых творений мастера.

Это произведение представляло собой палаццо нового типа, разительно отличавшееся от традиционных средневековых жилищ. Особняки, которые с XV века строились в городе, должны были соответствовать вкусам и жизненному укладу разбогатевшей флорентийской буржуазии.

В отличие от других мастеров (в том числе учителя Филиппо Брунеллески), Альберти не практик, а ученый-теоретик. Он разрабатывал гениальные творческие идеи, а непосредственное строительство придуманных сооружений доверял другим людям.

Не всегда удачный выбор помощников приводил к тому, что некоторые объекты содержали архитектурные ошибки, а качество строительных работ желало лучшего.

Несмотря на это, Леон Баттиста Альберти вошел в историю как новатор и один из основоположников стиля Высокого Возрождения.

Леон Баттиста Альберти - портрет
Леон Баттиста Альберти.

Архитектурные особенности здания

Внешне палаццо Ручеллаи представляет собой массивный трехэтажный особняк с плоским фасадом и прямоугольным внутренним двором, типичным для домов обеспеченных флорентийцев.

Особенно интересно сочетание разных архитектурных стилей:

  • римского;
  • тосканского;
  • древнегреческого.

Напротив дворца увидите Лоджию Ручеллаи. Ее построили через несколько лет после основного здания к торжественному мероприятию: свадьбе сына Джованни Ручеллаи и внучки Козимо Медичи. Об этом событии напоминают гербы двух знатных родов, украшающие фасад сооружения.

До 1677 года в Лоджии, составляющей единый ансамбль с палаццо и внутренним двориком, проводились различные торжества и принимались почетные посетители.

Фасад палаццо

Особую архитектурную ценность представляет фронтальная часть дворца.

Фасад палаццо Ручеллаи получил следующие особенности:

  1. Для въезда во внутренний двор с улицы оборудована не широкая арка, как обычно, а прямоугольный ордерный портал.
  2. Три этажа дворца разделяются пилястрами (выступающими колоннами) различных ордеров: ионическим, коринфским и тосканским. На первом этаже рабочие кабинеты членов семьи Ручеллаи, второй предназначался для приема гостей, третий – для отдыха. Существовал еще четвертый, потайной этаж – в нем проживала прислуга.
  3. Фундаментальность и устойчивость зданию придают скамейки, обрамляющие уличный фасад и цокольное основание. До Альберти архитекторы не придавали значения цоколю: в большинстве случаев он практически отсутствовал (к примеру, как в палаццо Питти).
  4. В облицовке стен использован рустовый камень. Но если в работах Брунеллески этот материал выглядит грубо и имеет сколотую неровную поверхность, то Альберти выбрал рустовые камни с гладкой шлифованной поверхности. Они имеют разную величину, что придает стенам живописный вид.

Чтобы добиться эффекта легкости и устремленности здания вверх, архитектор уменьшил высоту каждого последующего яруса. Этой же цели помогли достичь арочные окна второго и третьего этажей.

Фасад палаццо - фото
Фасад палаццо.

Внутренний двор

По сравнению со строгим обликом фасада внутренний дворик выглядит очень нарядно:

  • украшен сводчатыми аркадами и капителями, опорой для которых служат монолитные колонны из песчаника;
  • по периметру растут цветы, в тени дворцовых сводов расставлены скамейки, на которых отдохнете.

Экстерьер внутреннего двора имеет много общего с двориком Воспитательного дома, построенного Филиппо Брунеллески в начале XV века.

Такое сходство дало историкам основания предполагать, что к работам по обустройству привлекался другой архитектор. Но документальных подтверждений факта нет.

Внутренний двор - фото
Внутренний двор.

Что внутри палаццо

Средневековое палаццо принадлежало роду Ручеллаи в течение пяти столетий. Половина особняка до сих пор принадлежит представителям знаменитой династии.

Первый и второй этажи с 2001 года занимает ISI Florence – Институт международных отношений Флоренции. В помещениях дворца оборудованы аудитории, библиотека, компьютерный класс – для обучения студентов.

В 2009 году часть здания прошла глобальную реконструкцию. В ходе реставрационных работ удалось восстановить уникальные средневековые интерьеры.

Благодаря труду реставраторов внутри увидите старинную мебель, зеркала, картины, оригинальный декор стен и потолка, фрески с изображениями героев древнегреческой мифологии.

Во внутреннем дворике регулярно проводятся выставки скульптуры и живописи.

Там же располагается небольшой музей истории фотографии. Экспозиция знакомит посетителей с повседневной жизнью Флоренции, которая воспроизведена на фотоснимках 150-летней давности.

Внутреннее убранство дворца - фото
Внутреннее убранство дворца.

Где находится и как добраться

Палаццо Ручеллаи на правом берегу реки Арно, в историческом квартале.

Адрес достопримечательности: Via della Vigna Nuova, 18.

Соборная площадь, признанная самым посещаемым туристами местом Европы, расположена в 400 метров.

Добраться до дворца можете следующими способами:

  1. На автобусе. Выходите на остановке «Pescaia Di Santa Rosa», от нее до палаццо дойдете за несколько минут.
  2. На такси. Если отель недалеко от исторического центра – поездка будет стоить 15-20 евро.
  3. На двухэтажном автобусе для туристов «Hop On Hop Off». Стоимость билета на 24 часа составляет 18 евро, приобрести можно заранее онлайн.
  4. Если путешествуете на машине – желательно оставить на стоянке за пределами центра. Центральная часть Флоренции — пешеходная зона, а там, где парковки, проблематично найти свободное место.

Информация для туристов

Палаццо Ручеллаи – достопримечательность города с бесплатным доступом.

Осмотр дворца занимает примерно час. Народу обычно не очень много, так что все самое интересное рассмотрите в спокойной обстановке.

(Источник — Alberto Viani).

Дворец Ручеллаи во Флоренции – прекрасный образец средневекового зодчества, созданием которого занимались лучшие мастера в истории.

Экскурсия по нему не утомительна, зато впечатления от уникальной архитектуры и внутренних интерьеров останутся надолго.

В таких местах, дающих почувствовать дух эпохи Возрождения, вспоминаются слова немецкого философа Фридриха Шеллинга:

«Архитектура – это музыка, застывшая в пространстве».