Палаццо Ручеллаи во Флоренции – дворец с многовековой историй, украшение одного из самых великолепных городов Италии.
Здание было построено в эпоху Возрождения: для тех времен его архитектурный стиль считался революционным.
С 1982 года Palazzo Rucellai — культурный памятник под охраной ЮНЕСКО.
Достойны внимания и внутренние интерьеры, а также выставки, которые организуются во дворце.
Если хотите приобщиться к прекрасному и посмотреть, как в средние века жила флорентийская аристократия – посетите достопримечательность, а перед экскурсией узнайте о ней подробнее.
Содержание
История создания палаццо Ручеллаи
Инициатор строительства дворца — богатый флорентиец Джованни ди Паоло Ручеллаи – коммерсант, меценат, покровитель искусств, занимавший высшие государственные должности при Козимо и Лоренцо Медичи.
В честь этого известного в эпоху Ренессанса человека особняк и получил название.
Возведение палаццо продолжалось с 1446 по 1451 г. – для Средневековья это рекордно короткий срок.
Обычно на выполнение таких масштабных заказов уходили десятки лет, а заканчивались работы уже после смерти заказчика. В результате стилистическая целостность шедевров архитектуры нарушалась, но Palazzo Rucellai избежал такой участи.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, кто спроектировал палаццо.
Исторически считается, что авторство принадлежит Леону Баттисте Альберти – архитектору, работавшему над созданием часовни для семейства Ручеллаи в церкви Сан-Панкрацио. Однако в некоторых документах, датируемых XVI веком, в качестве автора упоминается Бернардо Росселлино.
После изучения исторических свидетельств многие историки сделали вывод:
- над проектом, включая разработку уникального фасада, трудился Альберти;
- что касается строительных работ – они проводились под руководством зодчего Росселлино.
В результате такого разделения творческого процесса в центре Флоренции появился архитектурный ансамбль. Он объединял в одно целое восемь зданий, которые ранее располагались в этом месте – они не были снесены, а стали частью дворцовой композиции.
Правда, в 1455 году один дом все-таки снесли, а на освободившейся территории оборудовали внутренний двор с арочными галереями и коринфскими колоннами.
Загадки дворца
Как считают историки и культурологи, дворец не случайно напоминает римский Колизей. В те годы, когда он возводился, влияние античности на итальянскую архитектуру сказывалось довольно сильно.
Например, обе знаменитые постройки разделены на несколько ярусов.
Правда, если колонны Колизея служили в качестве опоры, то план палаццо Ручеллаи предусматривал их использование исключительно в декоративных целях.
Некоторые туристы замечают и сходство палаццо Ручеллаи с дворцом Медичи-Риккарди, который начал строиться на два года раньше.
Оба сооружения состоят из трех этажей, причем верхняя часть зданий визуально выглядит легче нижней. Однако творение Альберти превосходит конкурента изяществом и правильностью пропорций.
О резиденции Джованни Ручеллаи в XVI веке написал Джорджо Вазари – итальянский зодчий, художник, писатель и искусствовед. В знаменитом труде «Жизнеописания» он отдал должное мастерству тех, кто работал над зданием, и назвал автором проекта Леона Баттисту Альберти.
Поскольку Альберти один из наиболее одаренных людей своего времени, стоит рассказать о нем.
Леон Баттиста Альберти
Леон Альберти происходил из знатной флорентийской семьи, изгнанной из родного города.
Впоследствии семья амнистирована и вернулась во Флоренцию, но зодчий длительное время проживал в Риме при папском дворце.
За годы работы Альберти создал множество архитектурных шедевров в разных городах Италии:
- в Римини по его проекту строилась церковь Сан-Франческо;
- в Риме – фасад церкви Сан-Марко и палаццо Венеция;
- в Мантуе – базилики Сант-Андреа и Сан-Себастьяно.
Дворец Ручеллаи во Флоренции, являющийся эталоном ренессансного зодчества, стал одним из первых творений мастера.
Это произведение представляло собой палаццо нового типа, разительно отличавшееся от традиционных средневековых жилищ. Особняки, которые с XV века строились в городе, должны были соответствовать вкусам и жизненному укладу разбогатевшей флорентийской буржуазии.
В отличие от других мастеров (в том числе учителя Филиппо Брунеллески), Альберти не практик, а ученый-теоретик. Он разрабатывал гениальные творческие идеи, а непосредственное строительство придуманных сооружений доверял другим людям.
Не всегда удачный выбор помощников приводил к тому, что некоторые объекты содержали архитектурные ошибки, а качество строительных работ желало лучшего.
Несмотря на это, Леон Баттиста Альберти вошел в историю как новатор и один из основоположников стиля Высокого Возрождения.
Архитектурные особенности здания
Внешне палаццо Ручеллаи представляет собой массивный трехэтажный особняк с плоским фасадом и прямоугольным внутренним двором, типичным для домов обеспеченных флорентийцев.
Особенно интересно сочетание разных архитектурных стилей:
- римского;
- тосканского;
- древнегреческого.
Напротив дворца увидите Лоджию Ручеллаи. Ее построили через несколько лет после основного здания к торжественному мероприятию: свадьбе сына Джованни Ручеллаи и внучки Козимо Медичи. Об этом событии напоминают гербы двух знатных родов, украшающие фасад сооружения.
До 1677 года в Лоджии, составляющей единый ансамбль с палаццо и внутренним двориком, проводились различные торжества и принимались почетные посетители.
Фасад палаццо
Особую архитектурную ценность представляет фронтальная часть дворца.
Фасад палаццо Ручеллаи получил следующие особенности:
- Для въезда во внутренний двор с улицы оборудована не широкая арка, как обычно, а прямоугольный ордерный портал.
- Три этажа дворца разделяются пилястрами (выступающими колоннами) различных ордеров: ионическим, коринфским и тосканским. На первом этаже рабочие кабинеты членов семьи Ручеллаи, второй предназначался для приема гостей, третий – для отдыха. Существовал еще четвертый, потайной этаж – в нем проживала прислуга.
- Фундаментальность и устойчивость зданию придают скамейки, обрамляющие уличный фасад и цокольное основание. До Альберти архитекторы не придавали значения цоколю: в большинстве случаев он практически отсутствовал (к примеру, как в палаццо Питти).
- В облицовке стен использован рустовый камень. Но если в работах Брунеллески этот материал выглядит грубо и имеет сколотую неровную поверхность, то Альберти выбрал рустовые камни с гладкой шлифованной поверхности. Они имеют разную величину, что придает стенам живописный вид.
Чтобы добиться эффекта легкости и устремленности здания вверх, архитектор уменьшил высоту каждого последующего яруса. Этой же цели помогли достичь арочные окна второго и третьего этажей.
Внутренний двор
По сравнению со строгим обликом фасада внутренний дворик выглядит очень нарядно:
- украшен сводчатыми аркадами и капителями, опорой для которых служат монолитные колонны из песчаника;
- по периметру растут цветы, в тени дворцовых сводов расставлены скамейки, на которых отдохнете.
Экстерьер внутреннего двора имеет много общего с двориком Воспитательного дома, построенного Филиппо Брунеллески в начале XV века.
Такое сходство дало историкам основания предполагать, что к работам по обустройству привлекался другой архитектор. Но документальных подтверждений факта нет.
Что внутри палаццо
Средневековое палаццо принадлежало роду Ручеллаи в течение пяти столетий. Половина особняка до сих пор принадлежит представителям знаменитой династии.
Первый и второй этажи с 2001 года занимает ISI Florence – Институт международных отношений Флоренции. В помещениях дворца оборудованы аудитории, библиотека, компьютерный класс – для обучения студентов.
В 2009 году часть здания прошла глобальную реконструкцию. В ходе реставрационных работ удалось восстановить уникальные средневековые интерьеры.
Благодаря труду реставраторов внутри увидите старинную мебель, зеркала, картины, оригинальный декор стен и потолка, фрески с изображениями героев древнегреческой мифологии.
Во внутреннем дворике регулярно проводятся выставки скульптуры и живописи.
Там же располагается небольшой музей истории фотографии. Экспозиция знакомит посетителей с повседневной жизнью Флоренции, которая воспроизведена на фотоснимках 150-летней давности.
Где находится и как добраться
Палаццо Ручеллаи на правом берегу реки Арно, в историческом квартале.
Адрес достопримечательности: Via della Vigna Nuova, 18.
Соборная площадь, признанная самым посещаемым туристами местом Европы, расположена в 400 метров.
Добраться до дворца можете следующими способами:
- На автобусе. Выходите на остановке «Pescaia Di Santa Rosa», от нее до палаццо дойдете за несколько минут.
- На такси. Если отель недалеко от исторического центра – поездка будет стоить 15-20 евро.
- На двухэтажном автобусе для туристов «Hop On Hop Off». Стоимость билета на 24 часа составляет 18 евро, приобрести можно заранее онлайн.
- Если путешествуете на машине – желательно оставить на стоянке за пределами центра. Центральная часть Флоренции — пешеходная зона, а там, где парковки, проблематично найти свободное место.
Информация для туристов
Палаццо Ручеллаи – достопримечательность города с бесплатным доступом.
Осмотр дворца занимает примерно час. Народу обычно не очень много, так что все самое интересное рассмотрите в спокойной обстановке.
(Источник — Alberto Viani).
Дворец Ручеллаи во Флоренции – прекрасный образец средневекового зодчества, созданием которого занимались лучшие мастера в истории.
Экскурсия по нему не утомительна, зато впечатления от уникальной архитектуры и внутренних интерьеров останутся надолго.
В таких местах, дающих почувствовать дух эпохи Возрождения, вспоминаются слова немецкого философа Фридриха Шеллинга:
«Архитектура – это музыка, застывшая в пространстве».