
Церковь Сантиссима Аннунциата во Флоренции – монастырский комплекс, который расположен на одноименной площади и считается ее главной достопримечательностью.
Внешне сооружение выглядит достаточно просто, но за скромным фасадом увидите настоящее великолепие:
- уникальные иконы;
- картины с изображениями святых;
- скульптуры, мрамор, позолота;
- красивейший старинный орган, который до сих пор играет в праздничные дни…
А еще здесь хранится чудотворный образ Благовещения – фреска XIII века, которая и дала базилике название.
Во время отдыха в Тоскане сюда обязательно стоит зайти, но сначала подробнее узнайте о храме и украшающих его произведениях искусства.
Содержание
Историческая справка
Согласно Википедии, церковь с мелодичным названием Basilica della Santissima Annunziata построена в 1250 году.
Инициаторами строительства храма стали монахи ордена сервитов – служителей Девы Марии. Этот орден много веков назад основали богатые флорентийские купцы, которые отказались от земных благ и впоследствии были канонизированы.
Со временем сооружение, использовавшееся в качестве молельни, начало расширяться – к работе над ним привлекли лучших архитекторов.
В 1444-1455 годах зодчий Микелоццо ди Бартоломео присоединил к небольшой готической постройке хор с центральным алтарем и девять апсид – выступов, расположенных по кругу.
Работу по возведению ротонды завершил Леон Баттиста Альберти. Этот же мастер возвел перед нефом атриум и оборудовал внутренний дворик.
В 1601 году к церкви Сантиссима Аннунциата пристроена лоджия с аркадой, над которой трудился Джованни Баттиста Каччини. В результате проведенных реконструкций получился сложный ансамбль – классический образец архитектуры эпохи Ренессанса. До наших дней он дошел практически в неизмененном виде.
К счастью, от войн XX века, разрушивших множество исторических памятников, не пострадало ни здание базилики, ни хранящиеся в ней шедевры.

Особенности архитектуры
Фасадом монастырский комплекс выходит на площадь Святейшего Благовещения – сооружение идеально вписалось в архитектуру площади, выполненной в стиле Возрождения.
Фасад представляет собой аркаду, которая описается на тонкие коринфские колонны.
Аркада соединяет в единое целое пространство дома, участок перед ним и внутренний дворик. В этот двор прихожане, которые обращались к Деве Марии с просьбами об исцелении или других важных вещах, приносили дорогие дары.
Окно над входной дверью и своды церкви украшены лепниной и барельефами. В верхней части постройки установлены часы с майоликой и колокольня.
Благодаря таланту архитекторов, работавших над обликом Сантиссима Аннунциата, комплекс выглядит воздушным: все в нем вызывает ощущение гармонии и покоя.

Что посмотреть внутри и на площади
Внутреннее убранство храма представляет собой органичное сочетание архитектуры Ренессанса и маньеризма.
Стены отделаны цветным мрамором, потолки – золотыми панелями.
Прогуливаясь по роскошным залам монастырского комплекса, увидите мозаики и фрески Гирландайо, Понтормо, Каччини.
Украшений внутри столько, что одна из часовен получила название «Золотая».
Огромное впечатление производит образ Скорбящей Мадонны – Богоматерь так горюет о сыне, что сердце словно пробито острыми ножами.
Одно из помещений занимает небольшой музей изобразительного искусства.
В коллекции экспонатов шедевры:
- «Прибытие волхвов в Вифлеем» Андреа дель Сарто.
- «Обручение Марии» Франчабиджо.
Церковь Сантиссима Аннунциата – не единственный памятник архитектуры и искусства, расположенный на одноименной площади:
- Совсем рядом Воспитательный дом, возведенный по проекту Брунеллески. Открытый в 1444 году объект стал первым в Европе приютом для сирот.
- Напротив приюта портик Ордена сервитов, воспроизводящий арочные формы Брунеллески.
- Посредине площади стоит памятник Фердинанду I Медичи, автор которого Джамболонья.
- По обеим сторонам Piazza Annunziata дарят приятную свежесть два фонтана в виде аллегорических чудовищ – они занимают свое место с 1629 года.

Неф
Неф базилики оформлен в стиле барокко: лепнина, позолота, обилие мрамора:
- Между проемами размещены полотна итальянских художников, самое известное из которых – «Чудеса Мадонны» кисти Козимо Уливелли.
- По левой и правой стороне установлены два органа, созданные Алессандро Рози и Алессандро Нани.
Здесь же увидите чудодейственную фреску Благовещения.
Согласно преданию, над этой фреской трудился один из монахов, которому никак не удавалось написать лик Богородицы. Однажды мужчина, помолившись, в слезах заснул над незавершенной работой. Когда монах проснулся, фреска была закончена – говорят, ее дописал Ангел…
Главный алтарь
Главный алтарь монастырского комплекса выполнен Андреа Сабатини.
Этот художник, ученик Рафаэля, внес огромный вклад в развитие искусства Высокого Возрождения.
Картину для алтаря написал Джорджо Вазари – автор знаменитых «Жизнеописаний».

Церковные часовни
По периметру базилики расположены миниатюрные часовни. В средние века эти капеллы принадлежали влиятельным флорентийским семьям: Пуччи, Донати, Гуаданьи.
Каждая часовня украшена фресками и картинами, в некоторых выставлены статуи работы Джузеппе Пьямонтини и других скульпторов:
- В часовнях справа от нефа полюбуетесь фресковой росписью Таддео Гадди (капелла Сан-Никола да Бари), а также фресками Фольтеррано (капелла Санта-Лючия).
- В капелле дель Беато Джоваккино ди Сиена внимание привлекает деревянное распятие – совместная работа Джулиано и Антонио да Сангалло.
- В часовнях слева от нефа наибольшей интерес представляет капелла Сан Джулиано и Сан Джузеппе. Мраморный алтарь в ней выполнил Джованни Баттиста Фоджини, медальоны из бронзы с позолотой создал Массимилиано Солдани Беджи. Свод капеллы увенчан серебряным светильником 1694 года.

Хор и купол
Особого внимания заслуживают хоры из дерева – результат кропотливого труда Дионисио Лаззари.
Сделаны таким образом, что поверхность практически полностью имитирует мрамор.
На потолке купола изображен Судный День – очень распространенный сюжет для итальянских церквей.

Внутренний дворик
Внутренний дворик церкви находится под прозрачной крышей, защищающей от осадков фрески начала XVI века.
Почти на всех фресках изображены сцены из жизни Христа и Богоматери. К сожалению, уникальную роспись с трудом удается разглядеть: сказывается почтенный возраст сооружения.
У одной из стен установлена памятная плита, посвященная художнику Андреа дель Сарто. Известный живописец, отдавший много сил украшению храма, похоронен именно здесь.

Где находится и как добраться
Basilica della Santissima Annunziata располагается по адресу: Piazza SS Annunziata, Firenze.
В пешей доступности такие известные достопримечательности, как Национальный археологический музей и Галерея Академии.
Добраться до базилики можете следующими способами:
- На автобусах № 31, 32 или 6. Выходите на остановке «Museo Archeologico», далее останется пройти несколько минут по прямой.
- На автобусе № С1. Выходить нужно на остановке «Brunelleschi».
- На двухэтажном туристическом автобусе. Выходить удобнее на остановках «Richi (Ostello)» или «Donatello». Билет здесь ⇒
- Еще один удачный вариант – экскурсия по историческому центру, которая стоит от 20 евро. За два часа гид покажет самые удивительные места старого города, в том числе и церковь Святейшего Благовещения.
Нужно ли покупать билеты
В отличие от большинства достопримечательностей Флоренции, известной высокими ценами, вход в базилику Сантиссима Аннунциата бесплатный.
Режим работы
Один из главных по значимости религиозных объектов Тосканы открыт для посещения каждый день с 07-30 до 18-30.

Информация для посетителей
Вот еще немного информации, которая может пригодиться:
- Фотосъемка внутри храма запрещена. Фотографировать можно только фасад и внутренний дворик.
- На площади Сантиссима Аннунциата, в нескольких минутах ходьбы от церкви, есть хороший недорогой отель San Firenze Sosta. За 80 евро в сутки на двоих получите уютный номер и возможность любоваться барочными интерьерами – мини-гостиница оборудована в отлично сохранившемся здании XVII века.
(Источник — Massimo Nalli).
Церковь Святейшего Благовещения – удивительное место, поражающее богатым и роскошным убранством.
Осмотр займет не больше часа, зато впечатления от базилики и расположенных внутри чудотворных святынь остаются очень сильные.
Во время экскурсии по монастырскому комплексу вспоминается цитата неизвестного автора:
«Назначение храма – это встреча человека и Господа».