Церковь Санта-Мария-дель-Кармине и капелла Бранкаччи во Флоренции

Санта-Мария-дель-Кармине
Главный фасад церкви Санта-Мария-дель-Кармине.

Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции – небольшая церковь на южном берегу реки Арно, построенная в честь Мадонны и принадлежащая ордену кармелитов.

Барочная архитектура храма особенно не выделяется на фоне других флорентийских зданий.

Изюминка церкви — капелла Бранкаччи, украшенная фресками в стиле «ренессанс».

Уникальная роспись совершила революцию в изобразительном искусстве и вдохновляла на создание новых творений лучших художников Италии.

Сегодня вход в Santa Maria del Carmine открыт для всех желающих, так что можете своими глазами увидеть этот шедевр эпохи Возрождения.

Немного истории

В 1367 году богатый флорентиец Пьетро де Пьювичезе Бранкаччи распорядился возвести в строящемся с 1268 года храме «Кармина» фамильную капеллу.

В дальнейшем, построенная по приказу Бранкаччи капелла стала не просто семейной часовней, а общественным местом, игравшем важную роль в жизни горожан.

В ней даже хранилась легендарная икона XIII века «Мадонна дель Пополо», поклониться которой приходили тысячи верующих.

Известным на весь мир фресковым циклом собор обязан другому представителю династии –Феличе Бранкаччи. В 1422 году этот государственный деятель сделал заказ на роспись потолка и стен капеллы знаменитому живописцу Мазолино да Паникале.

Тот, в свою очередь, нанял в помощники юношу с настолько труднопроизносимым именем, что люди называли его просто «Мазаччо» («мазила»).

Однако через пару месяцев работы Мазаччо и Мазолино стало понятно, что ученик превзошел учителя. Юному мастеру удалось передать абсолютно реалистичное пространство, изобразить правдоподобные движения, жесты, позы.

Копировать вновь созданные шедевры живописи приходили Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи.

Говорят, что именно из-за фресок капеллы Бранкаччи великому Микеланджело сломали нос. Это сделал один из художников, которому Микеланджело сказал, что тот никогда не будет рисовать так же гениально, как Мазаччо.

В 1480 году мастер Филиппино Липпи завершил роспись культового помещения, кропотливо копируя стиль предшественников. Однако работы Липпи имеют интересную особенность: в библейские сюжеты живописец вписывал образы современников.

С тех пор фрески несколько раз проходили реставрацию, а в 1771 году их сильно повредил пожар.

Последняя масштабная реконструкция проведена в XX веке, и в 1990 году обновленная капелла Бранкаччи во Флоренции открылась для посетителей.

Сегодня представляет собой обособленную часть церкви с отдельным платным входом.

Филиппино Липпи - портрет
Филиппино Липпи, настоящее имя Филиппо Липпи (итал. Filippino Lippi).

Художественные достоинства

Несмотря на то, что точная дата создания фресок неизвестна, исследователи установили, какую часть работы выполнил каждый из мастеров.

Особое восхищение посетителей вызывают картины Мазаччо. Талантливый человек, проживший только 27 лет, уделял особое внимание анатомии персонажей, в чем помогло изучение античных скульптур.

Фигуры, изображенные Мазаччо, кажутся реальными, испытывающими живые эмоции.

При написании полотен мастер учитывал расположение источника света и рисовал их так, как будто они освещаются из окна капеллы. Мощная светотеневая моделировка позволяет фигурам казаться трехмерными, и общий пейзажный фон тоже оформлен с учетом световоздушной перспективы.

Знаменитый итальянский живописец Мазаччо - портрет
Автопортрет знаменитого итальянского живописца Мазаччо (в центре), фрагмент фрески «Святой Пётр на кафедре» из капеллы Бранкаччи.

Капелла Бранкаччи

Капелла Бранкаччи, расписанная Мазолино, Мазаччо и Филиппино, сохранилась до наших дней в частично измененном виде.

Так, в XVIII веке в процессе перестройки уничтожена часть потолка с изображенными на нем евангелистами и фрески верхнего регистра.

К счастью, реставраторам удалось восстановить большую часть изображений. Реставрационные работы коснулись не только фресок, но и архитектурного облика Cappella Brancacci.

В XX веке специалисты реконструировали входную арку и двустворчатое окно (бифорий), находившееся за алтарем.

По документальным свидетельствам, в средние века в архитектуре капеллы, как и самой церкви Санта-Мария-дель-Кармине, проявлялись черты готического стиля.

Сюжетные линии фресок

Согласно пожеланиям заказчика росписи, основной ее темой стал первородный грех и житие апостола Петра.

Фрагменты гармонично располагаются на задней и боковых стенах часовни.

Снизу фрески, расположенные в два ряда, обрамляет имитирующая мрамор декоративная панель.

Всего для потомков удалось сохранить 12 изображений, причем половина фресок капеллы Бранкаччи принадлежит кисти Мазаччо.

Воскрешение сына Теофила - фреска
«Воскрешение сына Теофила» 1426-1427 год.

Фрески и сцены Мазаччо

Выдающиеся работы Мазаччо украшают и левую, и правую стены часовни.

Этим мастером практически полностью выполнены следующие фрески:

  1. «Чудо со статиром».
  2. «Проповедь Петра трем тысячам».
  3. «Петр исцеляет больных своей тенью».
  4. «Воскрешение сына Теофила».
  5. «Апостол Петр находит монету в рыбе».

Обратите внимание на одну из самых впечатляющих репродукций — фреску Мазаччо «Изгнание из Рая».

Картина поражает остротой и силой чувств: фигуры застывшей в рыданиях Евы и безутешного Адама, прикрывающего лицо руками, выражают крайнюю степень отчаяния.

Изгнание из Рая - фото
«Изгнание из Рая.»

Как добраться до церкви Santa Maria del Carmine

Церковь с капеллой, украшенной уникальными фресками, находится по адресу: Piazza del Carmine, 14.

Доберетесь до нее следующими способами:

  1. Пешком. Дорога от железнодорожной станции займет не больше 10 минут. Перейти на южный берег Арно можно по одному из мостов, например, Porte Amerigo Vespucchi.
  2. На городских автобусах № С3, С4 или С6. Выйдя на остановке «Carmine», пройдите одноименную площадь, и слева увидите нужную достопримечательность. Недалеко от храма и остановка «San Frediano Serragli». От нее идите в западном направлении по улице Borgo S.Frediano, перейдите площадь Кармине и поверните налево к храму.
  3. На такси. Поездка в пределах центра города обойдется в 10-15 евро.
  4. Достойной альтернативой общественному транспорту станет экскурсионный автобус, охватывающий основные достопримечательности. Цена 24-часового билета на автобус «Hop On Hop Off» стоит от 18 евро. Билет продается здесь ⇒ 

График работы и цена билета

Капелла Бранкаччи открыта каждый день, кроме вторника, с 10-00 до 17-00 (в воскресенье – с 13-00 до 17-00).

В церковь пройдете бесплатно, а за вход в часовню заплатите 15,5 евро (льготный билет стоит 7 евро).

Церковь Санта-Мария-дель-Кармине - фото
Главный вход в церковь Санта-Мария-дель-Кармине.

Как купить билет онлайн

Учитывайте, что в период большого наплыва туристов билеты продаются только по предварительному заказу.

Чтобы избежать проблем, можете заранее забронировать и оплатить их онлайн на сайте нашего официального партнера ⇒

Информация для посетителей

Вот еще некоторая информация, которая пригодиться:

  1. Одновременно в капеллу пропускают не больше 30 человек.
  2. Продолжительность пребывания не превышает 30 минут.
  3. Фотографировать внутри разрешается, но только в личных целях и без вспышки.

(Источник — galantecarlo).

Во время экскурсии по церкви и капелле Бранкаччи в очередной раз убедитесь: столица Тосканы имеет полное право называться «Городом Искусств».

Великолепные фрески, над которыми трудились великие итальянские художники, производят сильное впечатление и заставляют забыть о времени.

Не зря русский писатель и журналист Михаил Осоргин сказал:

«Флоренция – самый глубокий и одухотворенный город в Италии».